№10. Почему "потеют" банки аккумуляторной батареи?

Часто в нашей работе мы сталкиваемся с тем, что состояние тяговых аккумуляторных батарей ниже удовлетворительного вследствие отсутствия регулярного профилактического обслуживания. Наша сервисная служба каждый раз объясняет, что необходимо делать, чтобы батарея всегда оставалась на максимуме возможностей. Те компании, которые придерживаются регламентного обслуживания батарей и вовремя проводят долив дистиллированной воды, эксплуатируют АКБ в итоге дольше по времени. Важно понимать, что срок службы батареи в первую очередь регулируется человеческим отношением к ней.
Сейчас давайте разберём такой момент, что элементы, или банки, аккумуляторной батареи начинают "потеть". Так обычно называют процесс появления и скопления конденсата и электролита на поверхности батареи. Что обычно приводит к такому результату?
- Долив дистиллированной воды ПЕРЕД зарядом батареи;
- Использование АКБ при высоких температурах;
- Заряд АКБ высоким током, т.е. использование несовместимого зарядного устройства;
- Микрозамыкания пластин;
Сульфатация пластин;
- Критически низкий уровень электролита;
- Отсутствие регулярного обслуживания поверхности батареи.
Как показано на фото, в долгосрочной перспективе несоблюдение чистоты поверхности тяговой батареи может привести к выходу из строя болта, перемычки, резьбового соединения элемента и самого элемента. Цена вопроса - от 7 до 250 евро на 1 элемент (5PzS400). Как мы все понимаем, в большинстве случаев речь идёт о 250 евро, т.е. замене элемента... Ниже в таблице мы приводим решения, которые позволят избежать неполадок с отдельными элементами или всей АКБ целиком:
Долив дистиллированной воды ПЕРЕД зарядом батареи | Доливать ТОЛЬКО дистиллированную воду надо за 30 минут до окончания заряда батареи. По факту долив лучше провести в конце заряда. В разряженном состоянии плотность электролита падает, соответственно падает и уровень электролита. При заряде плотность растёт и весь лишний объем электролита будет выливаться наружу. Дополнительно в каждой пробке есть отсечки минимального и максимального уровней. Не надо доливать воду "под горлышко"! |
Использование АКБ при высоких температурах | Рабочая температура свинцово-тяговой батарей составляет 20-30 градусов Цельсия. При эксплуатации и при заряде температура может достигать значений +40-50 градусов. Рекомендуется останавливать заряд и продолжать его при остывании до 30 градусов. Также батарея после полного заряда должна остыть до рабочей температуры, особенно в жаркий летний период! Постоянно высокая температура может привести к повреждению пластин и ускорить выход из строя батареи. |
Заряд АКБ высоким током, т.е. использование несовместимого зарядного устройства | Каждому номиналу напряжения и ёмкости батареи соответствует своё зарядное устройство (ЗУ). Необходимо всегда использовать совместимое ЗУ. При этом зарядное с большим номиналом тока заряда будет перегревать батарею (смотрите пункт выше), а зарядное с меньшим током заряда будет недоливать энергии. Батарея в итоге будет сульфатироваться и работать меньшее количество часов. |
Микрозамыкания пластин | При несоблюдении режима заряда батареи, когда помимо стандартных зарядов надо проводить выравнивающие заряды каждые 5-7 циклов при глубине разряда до 80%, развивается сульфатация пластин аккумуляторов. Не сразу, через пару лет использования могут появляться микрозамыкания из-за осыпания пластины, когда кристаллы сульфата свинца попадают между пластинами. Это может привести к короткому замыканию и изменению полярности элемента (банки). |
Сульфатация пластин | Сульфатация начинается с самого первого цикла разряда аккумуляторной батареи. Она развивается быстрее при неправильной эксплуатации батареи. Подробнее можно почитать здесь: https://gtm5.kz/a36346-faq-regeneratsii.html |
Критически низкий уровень электролита | Если у вашей батареи есть открывающиеся пробки, значит это обслуживаемая батарея и ей необходимо доливать дистиллированную воду. Рекомендуется проверять уровень электролита каждую неделю и доливать по необходимости до уровня. При низком уровне электролита открытая часть пластин быстро сульфатируется, при этом эта часть пластин не участвует в процессе заряда/разряда. |
Отсутствие регулярного обслуживания поверхности батареи | Инструкция по эксплуатации тяговой батареи предписывает содержать поверхность батареи в сухости и чистоте. Для этого по необходимости х/б тряпочкой надо протирать батарею. Помимо всего вышеперечисленного, на поверхности грязной батареи происходит саморазряд. В итоге батарея меньше работает, а больше стоит на заряде, расходуя заводской ресурс. |
В итоге, при соблюдении условий инструкции по эксплуатации тяговой батареи вы продлите её срок службы. Если вам нужна инструкция по эксплуатации, вы можете обратиться к нашим менеджерам. Если у вас остались вопросы, обращайтесь также к нашим менеджерам по контактам, которые вы видите в левом столбце. Спасибо за внимание!
- №31. Конец батареи.Что нужно сделать руководителю компании, чтобы продлить срок службы батареиПолная версия статьи
- №30. Сульфатация пластин. Как можно решить эту проблему?Коротко об очень большом и важном явлении при работе тяговых батарейПолная версия статьи